- прощай, молодость! -
 
Песни Видео Фото О нас Гостевая

Вторая молодость взрослых мальчиков


    (Прощай молодость!" - "Песни Взрослых Мальчиков" СD, МС, "Союз")
     В ряду воскресших музыкальных проектов появился ещё один - дуэт с оптимистическим названием "Прощай, молодость!". Воскрес через несколько лет небытия в год своего десятилетия.
     ...Тогда, в кажущемся сейчас таким далёким 86-м Андрей Якушин (автор текстов и певец) и Сергей "Банановъ" Тененбаум (клавишник и композитор.) немало шокировали рок-музыкальную общественность своими песенками под рояль, в которых чувствовалась немалая ностальгия по романсам Вертинского, эпохе модерна и декаданса. Только эстетика конца XIX века переносилась на почву конца века XX. Представьте себе этакого хрупкого, с иголочки одетого романтика мечтателя, перепрыгнувшего почти столетний промежуток времени и угодившего прямиком в толчею столичного троллейбуса в час пик. После этого он выходит на сцену и поёт, грассируя, про "последнее танго с одинокой тенью" и про то, как "взяв высокий табурет, Пьеро устало снимает грим". Аккомпонирует ему настоящий тапёр в белых перчатках, серьёзный и толстый. Представили? Таковы на сцене Якушин - "романтикъ, красавчикъ" и Бананов -"мечтатель" (именно так обозначали они себя на афишах, а ныне - на компакт диске; но обо всем по порядку).
     Творчество дуэта казалось настолько необычным и неожиданным, что единственного телеэфира в "Утренней почте" хватило, чтобы композиция "Сюрреализм" моментально стала хитом.
     Через пару лет Банановъ был переманен И. Сукачёвым в "Бригаду С", а потом и вовсе эмигрировал в Израиль (где среди прочего исполнял в клубах песни дуэта на английском языке). Тем временем Якушин был приглашён в гастрольный тур менеджером одного из "Миражей" на первое отделение. Затем следует гастроли с Агузаровой и прочими... Клавишником у Андрея два года дуэт путешествовал с небезызвестной "Комбинацией". Наконец, в 92 году Андрей прекращает музыкальную деятельность, "потому что это никому не нужно".
     Но через два года из тёплых стран возвращается Сергей, у которого вскоре появляются идея "тряхнуть стариной". Якушин начинает серьёзно подумывать, не использовать ли своё служебное положение на телевидении для раскрутки пректа ( что впоследствии и осуществляет). Возвращение дуэта становится неизбежным...
     Вернулся "Прощай, молодость!" сразу с несколькими клиентами и вышедшим на кассетах и CD альбомом "Песни Взрослых мальчиков". С ним и предстали Андрей и Сергей пред ясные очи журналистов. Но прежде чем альбом был прослушан, музыкантов немало потерзали вопросами. - Есть такая байка, что как-то вы шли по улице, и узнали только Сергея, причём как клавишника "Ногу свело!"...
     А.Я. Меня, слава богу, никто не узнаёт - я надеюсь, что так и впредь будет, А Сергея узнают постоянно,
     С. Т. Значит, я известнее, например, Осина - у которого я работал (и который опять зовёт). Его-то только в клешах узнают, да и то редко. Всё же я участвовал как минимум в пяти известных коллективах. А дуэт, он только-только возродился. Погодите, будут узнавать и как участника " Прощай, молодость!"
     - Так вот насколько злободневным и своевременным вам видится ваше воскрешение? Это просто игра для себя или вы полагаете, что эта реанимация необходима как вам, так и слушателю и вообще музыкальному процессу?
     А.Я. Мне кажется, именно сейчас стал возрождаться интерес к живому и жизненному творчеству. Если ещё недавно многим была больше интересна фанерная байда, то сейчас появляются новые люди, которые несут некую живую струю. И мне кажется, то, что мы выпускаем альбом именно сегодня, это правильно и своевременно. С.Т. Это хорошее вложение денег.
     - Сергей, много ли вы вложили? С. Т. Большие творческие потенции!
     - Вы не чувствуете, что немного упустили время?Еще совсем недавно был моден Вертинский, декаданс... Как раз в этот период вы могли бы удачно вписаться! С.Т.Вот как раз не хотелось бы вписываться между кем-то. Мы хотим быть самими собой.
     А.Я. Есть две причины, зачем люди всем этим занимаются. Первая: люди хотят быть Артистами; вторая: людям хочется что-то сказать другим, думаю, мы относимся ко второй категории. Вообще, возрождения происходят, потому что появилась у людей возможность это сделать. В восьмидесятых стоять в огромной очереди, например, в рок-лабораторскую студию для записи альбома не хотелось. Попсу писать - тоже. Когда, например, мы попали в первую студию, нам сказали: чего вы тут выпендриваетесь? Когда мы объяснили, что мы хотим, нам ответили, что этого здесь не умеют и делать не будут. Или как мы работали над первой пластинкой на "Мелодии". Ни одной вещи мы не могли записать просто под рояль - всё должно быть саранжировано и записано на электромузыкальных инстрментах! То есть даже при наличии денег, каких-то возможностей ничего нельзя было сделать нормально. "Бригада С" или "Звуки My" благодаря своей звёздности могли хоть что-то. С. Т. Есть ещё такой немаловажный момент. Многие люди, которые в 80-х от души баловались тем же, чем и мы - сочинением песен a la Вертинский, например, потом уже не имели на это времени. А сейчас пошла обратная волна. Люди начинают вспоминать по вечерам за столом то, что делали когда-то. И это выливается при наличии определенных факторов в такие проекты.
     - Вы что-нибудь планируете с концертами?
     А.Я. Мы не собираемся вести активную концертную деятельность. Вот Сергей периодически устраивает разные перфомансы, благотворительные вечера - там и на подобных мероприятиях мы с удовольствием будем выступать. В клубах это никому не нужно - туда поесть-попить приходят, а в других местах нормальной концертной деятельности почти нет.
     - Ваше отношение к таким течениям как рейв, посещаете ли вы модные
     кислотные местечки?
     С,Т.Я очень стар для этого. И не люблю такую музыку...
     - Что же вы тогда слушаете?
     С,Т, Этот вопрос напомнил мне историю, как после Израиля я зашел на студию SNC. где встретил Сергея Мазаева... Узнав откуда я, он спросил: "Говорят, в Израиле гашиш дешевый?". Я ответил, что не знаю. Мазай изумился: "Зачем же ты туда ездил?!"
     А.Я. Когда появился первый такой клуб в 91 году, это было очень здорово, свежая струя! Но по истечении времени модные кислотные места превратились сами знаете во что. Так что ассоциации появляются весьма неприятные... Вот Рома Рябцев очень хорошо понимает эту музыку и делает её; он всё время пытается мне показать какие-то свои произведения, но я больше четырёх тактов слушать не могу. На мой взгляд, это полный тупик...
     - Когда планируете сделать следующий альбом?
     С.Т.Первый вышел в 88 г., второй в 96, значит следующий...
     А.Я. Нет. я думаю, это всё скорее произойдёт. Есть некоторое количество
     песен, которые по ряду причин не вписались в этот альбом, вот они и
     выйдут на следующем альбоме, станут актуальнее. К тому же мы
     продолжаем новые песни писать.
     Но пора поговорить об альбоме. Довольно средненько оформленный снаружи и весьма стильно на развороте, он включает 16 песен, половина из которых написана за последние два года, половина - ещё в 80-е. Но не потому альбом получился неровным - если не сказать надломленным в нескольких местах. Участники группы по-разному трактуют материал; и если Якушину ближе электрические аранжировки, то Тененбаум предпочитает акустическое звучание, прочем только под рояль. И, наверное, он прав. Во всяком случае вся эстетика дуэта - от имиджа до мелодий и текстов - предрасположена именно к чистому салонному звучанию ф-но. Но в результате разногласий возник компромисный вариант, где техно и прочая электроника чередуется с романсами, и центральная композиция оркестрирована с духовыми (звучит блестяще!). Странноватое сочетание.
     Две вещи (Прощай, молодость!" и "Кабаре энтузиастов") остались в том же виде, как были записаны для пластинки в 88 году. Видимо, песни настолько сами по себе адекватны, что лучших версий придумать не удалось. Но если уж это не акустика, лично я вообще предпочитаю версии 80-х. Хотя наверное это дело привычки и вкуса.
     К счастью, участие Р. Рябцева в качестве аранжировщика почти трети материала и А, Укупника в роли композитора одной песни не делал альбом
     ни слащавым, ни выспренно-надуманным. Хотя, кажется, без случайных композиций не обошлось - но возможно это только кажется.
     Сохранился и едва уловимый налёт, выдающий далёкое лайковое прошлое А.Якушина (предтечей дуэта в 86 году была панк-группа "ВИА Молодость"), что отнюдь не портит альбом, но придаёт ему особый шарм.
     Приятно и то, что альбом не стал "Игрой в декаданс" (как, например, Кристи"). Перед нами - всё те же "Прощай, молодость!" с почти не изменившейся концепцией, с тем же немного затюканным мечтателем в час пик и проникновенным тапёром. Поэтому новые песни звучат почти так же, как и прежние; ну а те в свою очередь - ничуть не архаично (насколько может быть не архаичной музыка, имеющая ретро в основе).
     Так что "Песни Взрослых Мальчиков" - равно как и сами "мальчики" - имеют все шансы найти сегодня своего слушателя. В конце концов, не так уж много изменилось за эти десять. Ну, можно стало чуть побольше. Ну, народ кое-что посмотрел и послушал (значит, теоретически разборчивый стал). Музыкальной серости восьмидесятых больше нет (правда, её сменила серость девяностых). А разнообразия по прежнему не хватает. И "Сюрреализм", открывающий CD легко может снова стать хитом.
     Впрочем, хочется верить, что не он один.
 

Информационное агентство "ГЛОБУС".
     Дмитрий Урюпин.

Песни Видео Фото О нас Гостевая