- прощай, молодость! -
 
Песни Видео Фото О нас Гостевая

Ансамбль играет и надеется.


     “Альфа”, “Браво”, “Гулливер”, “Зигзаг” - вам что-нибудь говорят эти названия? “Альянс”, “Примус”, “Центр”? Нет, это не новые синтетические моющие средства, не скаковые лошади и не пароли в военной игре. Так называются московские самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли. Более того, ансамбли довольно популярные и - не все, но некоторые - весьма неплохие. Разговор, однако, пойдет не о названиях и даже не о музыке. Проблема иная и ку­да более серьезная... Тут я хотел поставить двоеточие и написать: “любительские ан­самбли никому не нужны”. Но подумал: а как же тысячи ребят, рвущихся на их концерты и с трепетом ловящие голоса, еле слышные на ужасных магнитофонных записях? Нет, любительские ансамбли нужны, но, к сожалению, не тем, кто мог бы им реально помочь. Представим себе типичную ситуацию.
     - Где вы репетируете?
     - Сейчас дома. Сидели раньше в одном красном уголке, но жильцы пожаловались, и нас прогнали. Ищем базу - но сами знаете, как это трудно.
     - Ваша группа выступает?
     - Изредка. Примерно раз в месяц - в институтах, клубах, школах. Договариваемся с местными активистами, даем шефские концерты...
     - Есть проблемы с репертуаром?
     - В общем-то, да. Музыку мы пишем сами, а вот с тек­стами не очень получается. Поэтов знакомых нет, так что пробуем самостоятельно что-то лепить, ищем в книжках...
     - Вы с кем-нибудь консультировались относительно своих сочинений?
     - Н-нет... Молодежи нравится, а профессионалы нас просто знать не хотят.
     - Вы имеете отношение к городскому Дому самодеятельного творчества?
     - Нет. Однажды пришли туда, хотели показать свою программу, но от нас просто отмахнулись - мы “дикари”.
     - Так при ком же вы все-таки состоите?
     - Ни при ком. В дома культуры попасть нереально. Кому мы там нужны? У них своя заводская самодеятельность.
     У читателя может сложиться впечатление, что собирательный герой этого собеседования - сомнительный, “подворотный” тип, с разбитой семистрункой под мышкой. А вот и нет. На самом деле, это милый молодой человек, чаще всего студент или недавний выпускник вуза, с признаками (а то и наличием) музыкального образования, хорошими инструментами и горячим желанием донести свое творчество до масс. И вот таких беспризорных музыкантов, сгруппированных в разнообразные “альянсы”, по стране - тысячи.
     Иными словами говоря, немаленькая часть творческой молодежи существует как бы в вакууме...
     Как бы... Ибо заполняется вакуум и вокруг любитель­ских ансамблей. Ведь концертная жизнь большого города отнюдь не ограничивается ме­роприятиями, на которые за­зывают афиши. И приветливо распахивают свои двери пе­ред вечерней публикой не только большие залы и спорт-комплексы, но и маленькие клубы, кафе, где можно при­общиться к модной “неафишной” музыке. Иногда это, дей­ствительно, невинные шефские концерты “за спасибо”, иногда нет. Этот второй вари­ант, густо замешенный на спекуляции билетами, уже обсуждался (и осуждался) на страницах “Комсомольской правды” в статье “Музыка из-под полы”. С тех пор ситуация, надо сказать, принципиально не изменилась - если не считать того, что все ансамбли - герои той публикации - давно уже стали уважаемыми профессиональными коллективами. Что отсюда следует?
     Следует то, что, как правило, отнюдь не низкое качество музыки виновато в непри­каянности самодеятельных музыкантов (хотя и с этим, конечно, приходится иногда сталкиваться), их изолированности от большой эстрады. Виновата элементарная безучастность, равнодушие к судьбе этих ансамблей. Можно, ко­нечно, кивать на “Автограф” и приговаривать: “Талант всегда пробьет себе дорогу”. Но, во-первых, всегда ли? Я знаю случаи с менее удачным исходом. А во-вторых: зачем обязательно что-то пробивать, когда можно направить все по естественному руслу?
     Скажем так, как сделали в Ленинграде, где жизнь самодеятельных ансамблей была особенно бурной. 7 марта исполнилось три года городскому рок-клубу. Рок-клуб создан при Доме самодеятельного творчества и курируется оркестровым отделом, он объединяет практически все любительские рок-ансамбли го­рода. Приходя в клуб, новички заполняют анкеты (те, кого интересуют детали, - вопросы анкеты, положение, устав и т. д. могут написать в Ленинград, ул. Рубинштейна, 13). Затем - прослушивание на совете клуба. Программу могут сразу одобрить и утвердить, могут и попросить доработать. Последнее, состоя при клубе, сделать не так сложно: здесь проводятся занятия по музыке, активно действует секция поэзии. Когда же программа, наконец, принята, ансамбль получает законное право давать концерты - как в рок-клубе, так и на любых других площадках города.
     В Ленинграде не стало ле­вых концертов: за участие в таковых группу исключают из клуба. Но это не означает, что концертов стало меньше. Вполне официальные выступления коллективов городского рок-клуба проходят регулярно и с огромным успехом. И надо видеть радостные лица бывших завсегдатаев жэков-ских подвалов, в ошеломлении читающих свои имена на больших, отпечатанных в типографии, афишах.
     Скепсис ансамблей - к сожалению, небезосновательный - относительно своего творческого будущего порождает у них мрачноватый взгляд на жизнь. Но покажите музыкантам перспективу, дайте им понять, что они нужны не только самим себе - и настроение коренным образом изменится. У ленинградского рок-клуба масса нерешенных задач и проблем, но постепенно их становится все меньше, группам подыскивают хорошие базы, в прошлом году прошел первый смотр-конкурс, и первые лауреаты были тарифицированы. Только что получена новая аппаратура, решается вопрос о помещении.
     Ленинградский опыт пока остается уникальным. Хотя то здесь, то там предпринима­ются попытки создать нечто похожее.
     Рижский горком комсомола взял шефство над “бесхозными” ансамблями - джазовыми, народными, эстрадными. Так полгода назад возник Клуб современной музыки, объединяющий уже около двадцати коллективов. Впрочем, возник, да не совсем... Вся документация клуба, определяющая его задачи, давно разработана, но до сих пор не утверждена. Так что объединение существует на птичьих правах, все мероприятия проводятся буквально под личную ответственность куратора клуба - инструктора горкома комсомола Андрея Сорокина. Мероприятия - это и бесплатные выступления на заводах и в колхозах, и антивоенные программы со сбором средств в Фонд мира.
     Я побывал на концерте рижского Клуба современной музыки. Здесь звучало все: от политической песни до экспериментального джаза, от индийской классической музыки до рок-н-ролла. Да, это была самодеятельность, это был “капустник”. Меня поразила доброжелательная атмосфера, царившая в небольшом зале, дружба и взаимовыручка музыкантов разных стилей, разных национальностей. А главное - благоговейная дисциплинированность публики.
     Как сложатся дела в Риге? Будет очень обидно, если энтузиазм музыкантов и работников из горкома так и не обретет солидной поддержки. Варианты с “подвалами” всегда остаются, но подталкивать ребят к этому волокитой и общей незаинтересованностью - просто безответственно. Впрочем, именно ответственности-то многие боятся.
 

Тема для размышлления
     11.03.1984 г.
     А. ТРОИЦКИЙ

Песни Видео Фото О нас Гостевая